Содержание
Регулировка ТНВД дизеля — обязательное условие для эффективной работы мотора. В функции ТНВД входит своевременная подача топлива в определённый момент и под определённым давлением в элементы двигателя. Объёмы топлива должны быть чётко отмерены. Блок в ответе за хорошее кругообращение дизеля по всей системе. При неправильной регулировке может повыситься расход ДТ, выйти из строя двигатель или его отдельные элементы.
Принцип работы
Сейчас применяются несколько разновидностей насосов. Есть так называемые «аккумуляторные» модели и ТНВД с непосредственным впрыском. Второй принято считать более современным и совершенным, распыление осуществляется за счёт движения плунжера. Существует несколько условий, которые должны соблюдаться:
- Дизель подаётся в камеру сгорания под высоким давлением.
- Фазы ГРМ чётко соответствуют моменту впрыска.
- Количество топлива должно быть строго отмеряно, в противном случае невозможна нормальная работа двигателя.
Грамотная регулировка ТНВД двигателя и даёт выполнение всех вышеописанных условий. Ранее почти все дизельные агрегаты оснащались насосами топливного давления, по одному на каждый цилиндр, а работали они от единого кулачкового вала. Плунжеры-втулки располагались в ряд, откуда и пошло название «рядный ТНВД». Насос непосредственного впрыска имеет количество плунжерных пар, равное количеству цилиндров мотора.
Пара приводится в действие кулачковым механизмом, которые похожи по своему функционалу клапанам движка — распределительным валом. Как только рабочий ход плунжера окончен, он возвращается в начальное положение при помощи пружины. Каждый рабочий ход плунжера подаёт дизель под давлением на форсунку. Подача топлива должна быть строго согласованна с работой шатунно-поршневой группы и ГРМ. Для этого кулачки на валу насоса располагаются в соответствии с фазами газораспределения. Регулировка впрыска ТНВД осуществляется поворотом плунжерной пары вокруг своей оси.
Ещё одна важная деталь — зубчатая рейка, благодаря которой осуществляется поворот плунжера, она входит в контакт с зубчатым сегментов детали. Рейка — одна из частей всережимного регулятора ТНВД, которая даёт возможность управлять движком. При помощи дополнительных агрегатов она соединяется с педалью газа. Помимо рейки всережимный регулятор имеет механизм, который устанавливает его в режим максимальной подачи в тот момент, когда силовой агрегат прекращает работу. Всё это необходимо для более простого следующего впрыска. Когда движок запускается снова и набирает обороты, регулятор снижает подачу дизеля.
Топливные магистрали подразделяются на два вида:
- Высокого давления. Магистраль идёт от плунжерной пары к форсункам.
- Низкого давления. От топливного бака к насосу низкого давления и к ТНВД, далее до топливного бака. Обратный топлипровод.
или перезвони 7 (921) 932-25-54
Роторные ТНВД
Как видно из названия, плунжеры в таком виде насосах монтируются напрямую в ротор, в отличие от рядных моделей. При этом используется управляющая электроника. Когда плунжер находится в движении, он прижимается к кулачку и подаёт топливо в нагнетательный канал ротора-распределителя. Дизель подаётся в тот момент, когда отверстие нагнетательного канала ротора и корпус ТНВД совпадают. Подача осуществляется в точно отмерянный момент, для чего крайне важно согласование фаз газораспределения в роторе.
При вращении приводного вала осуществляется правильное функционирование областей низкого (на впуске) и высокого (при нагнетании) давления в один и тот же момент. В насосах этого вида используется управляющая электроника, плюс особенности конструкции — благодаря этому удалось уменьшить размеры устройства и повысить его эффективность.
Устройство ТНВД и регулировка в системах впрыска Common Rail
Системы Common Rail по-другому называют аккумуляторными. В данном случае ТНВД производит не впрыск топлива в камеру сгорания, а осуществляет его нагнетание в общую топливную рейку. Рейка также называется гидроаккумулятором. Дизель, который уже поступил в аккумулятор под давление, далее идёт в цилиндры посредством работы форсунок, а работа клапанов регулируется электромагнитами.
Подобная схемы работы даёт возможность сделать подачу топлива более точным. Это касается и времени, когда должен подаваться дизель, и его дозировки. При этом импульс на открытие форсунки может осуществлять до девяти срабатываний за один раз. Всё это гарантирует плавное дозирование топлива и его равномерное сгорание, плюс — заметно снижается детонация.
Конструктивная особенность Common Rail дала возможность ещё более уменьшит размеры ТНВД. Теперь для обеспечения впрыска вполне хватает одного или двух плунжеров, при этом подача топлива осуществляется на все цилиндры силового агрегата сразу. Сделать устройство более компактным позволило и использование электрических механизмов, которые работают под мониторингом ЭБУ движка. К таким механизмам относят:
- Обратный клапан ТНВД;
- Дозирующий клапан;
- Клапан опережения впрыска.
Проблемы и как с ними бороться
Уменьшенная и неравномерная подача топлива — основная проблема, которая встречается с ТНВД. Из-за этого происходит преждевременный износ большой группы деталей, например — клапанов, плунжерной пары, венца втулки и рейки. Пропускающая способность форсунок уменьшается, как результат — повышенный расход топлива и снижение мощности двигателя.
Если же происходит запоздание при впрыске, это тоже приводит к излишнему износу агрегата. Другие проблемы: поломка кулачкового вала, шпонки и подшипников. В результате ТНВД полностью выходит из строя, либо начинает работать некорректно. Герметичность всех узлов и нормальная затяжка гайки кулачкового вала позволят избежать многих проблем.
Для оптимальной подачи и выходной мощности силового агрегата необходима регулировка подачи топлива ТНВД. Для этого из него необходимо удалить весь воздух, работа должна быть согласована с работой двигателя. Полная диагностика возможна только на компьютерном стенде, самостоятельно проверить работу ТНВД без специализированного оборудования невозможно.
В зависимости от конкретной модели топливного насоса и причины поломки, может понадобиться одной или нескольких следующих запчастей:
- установочная плита;
- форсунки;
- шестерня привода;
- насос подкачки топлива;
- топлипровод;
- вал редуктора.
Однако в большинстве случаев будет достаточно регулировки. При условии, что проблема не будет запущена и автовладелец вовремя обратится в соответствующий сервис.
Когда нужно проводить регулировку
Такие процедуры обычно проводятся в следующих случаях:
- Использовалось топливо низкого качества.
- Механический износ насоса или отдельных деталей.
- Сбои в работе электронных устройств.
В случае износа это достаточно легко определить — будут слышны посторонние нехарактерные шумы и перебои в работе. Что касается некачественного топлива, от этого никто не застрахован.
Регулировка — процедура обязательная и регулярная. Только таким образом можно будет добиться корректной работы мотора. Корректировка осуществляется на компьютерных диагностических стендах и включает следующие операции:
- тест цикловой подачи;
- УОНП;
- тест моментоскопом.
Диагностика и регулировка ТНВД
Напоминаем, что регулировка ТНВД своими руками, без специальной подготовки и наличия диагностического оборудования невозможна. Вы рискуете повредить как само устройство, так и агрегаты, которые находится с ним в контакте. При любом подозрении на некорректную работу — обратитесь к профессиональным механикам.
Специализация сервиса «Дизель-Мастер» — ремонт и восстановление ДТ-двигателей. В нашем распоряжении имеется всё необходимое для качественного оказания услуг:
- Современное диагностическое оборудование западного производства.
- Команда механиков с богатым практическим опытом выполнения подобной работы.
- Наличие запаса оригинальных запчастей.
- Возможность выполнения всех работ в течение одних суток.
- Невысокие, адекватные цены на услуги.
Предоставляем гарантии на запчасти и выполненную работу. Звоните! Расскажем детали сотрудничества и предоставим индивидуальную консультацию.