г. Санкт-петербург, ст. м. Звездная,
Московское ш., 13, корп. 8Л

История дизельного двигателя

Запись на ремонт
  1. Главная
  2. Статьи
  3. История дизельного двигателя

История дизельного двигателя начинается в конце XIX века, когда немецкий инженер Рудольф Дизель разработал и запатентовал уникальную концепцию двигателя внутреннего сгорания. Отличительной чертой этого двигателя был принцип воспламенения топлива не от искры, как в бензиновых двигателях, а от сильного сжатия воздуха в цилиндрах, что приводило к значительному повышению температуры и, как следствие, самовоспламенению топлива. Этот прорыв не только открыл новую страницу в истории моторостроения, но и заложил основу для развития целого поколения высокоэффективных и экономичных двигателей.

Рудольф Дизель провел первые успешные испытания своего двигателя в 1897 году, демонстрируя не только высокую эффективность, но и возможность использования различных видов топлива, что делало его изобретение чрезвычайно перспективным для промышленного применения. Однако путь от первых экспериментов до создания надежного и массово производимого дизельного двигателя был долгим и трудным. К началу XX века дизельные двигатели начали активно внедряться в различные сферы жизни, включая транспорт, сельское хозяйство и промышленность.

С самого начала своего существования мотор привлекал внимание благодаря своей высокой топливной эффективности и относительной простоте обслуживания. Эти качества делали его идеальным выбором для использования в условиях, где необходима максимальная экономия топлива и надежность – на судах, в тяжелой технике и на стационарных установках. Постепенно они становились все более совершенными, получая новые функции и улучшения, такие как турбонаддув, системы прямого впрыска топлива и усовершенствованные системы управления впрыском, что позволяло еще больше повышать их эффективность и экологичность.

Изобретение и первые годы

Рудольф Дизель оформил патент на свой революционный двигатель 23 февраля 1893 года под номером 67207 в Германии, заложив основу для разработки дизельного двигателя, который впоследствии кардинально изменит автомобильную промышленность. Первый успешный испытательный запуск дизельного двигателя состоялся 17 февраля 1897 года в присутствии профессора Морица Шрётера из Высшей Технической Школы Мюнхена. Этот двигатель развивал мощность в 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту, что было значительным достижением для того времени.

Важным этапом в развитии и коммерциализации дизельных двигателей стало подписание договора между Рудольфом Дизелем и компанией Maschinenfabrik Augsburg (ныне MAN SE) в 1893 году, которая взялась за производство первых прототипов. Прорывом в коммерциализации технологии стало создание в 1898 году первого дизельного мотора, предназначенного для стационарного использования, который демонстрировал высокий КПД в 26,2% — великолепный показатель по тем временам.

Первый дизельный двигатель для автомобиля был разработан в 1930-х годах компанией Mercedes-Benz. Этот мотор был установлен на автомобиль Mercedes-Benz 260D, представленный в 1936 году. Этот автомобиль стал первым серийным легковым автомобилем, что знаменовало новую эру в автомобилестроении. Двигатель развивал мощность в 45 лошадиных сил и обеспечивал сравнительно низкий расход топлива — около 9 литров на 100 км, что было значительным преимуществом перед бензиновыми двигателями того времени.

Расцвет технологии в автомобильной промышленности

В 1920-х годах дизельные двигатели начали активно внедряться в производство коммерческого и грузового транспорта, маркируя начало новой эры в автомобильной промышленности. Этот период характеризовался значительными техническими достижениями, которые позволили дизельным двигателям обеспечивать высокую мощность при одновременном снижении расхода топлива.

Одним из первых коммерчески успешных применений дизельного мотора в автомобилестроении стал грузовик Benz-Sendling S6, представленный в 1923 году. Он был оснащён дизельным двигателем мощностью всего 45 л.с., что на тот момент было значительным достижением.

К 1930-м годам производители такие, как MAN и Daimler-Benz, начали серийное производство грузовиков и автобусов. В 1936 году Mercedes-Benz выпустил на рынок модель 260 D, первый серийный легковой автомобиль с дизельным мотором. Этот автомобиль был оснащён четырёхцилиндровым двигателем объёмом 2.6 литра, который развивал мощность 45 л.с. и обеспечивал расход топлива на уровне 9 литров на 100 км пути.

Важным шагом в развитии стало внедрение в 1950-х годах турбонаддува, который позволил значительно увеличить мощность мотора без увеличения его размеров. Например, к 1960-м годам дизельные двигатели могли развивать мощность более 100 л.с., при этом сохраняя высокую экономичность и надёжность.

С появлением в 1970-х годах технологий прямого впрыска топлива, эффективность дизельных моторов была доведена до нового уровня. Прямой впрыск позволил дополнительно увеличить мощность и снизить расход топлива, что сделало их ещё более привлекательными для широкого спектра автомобильных применений.

Технические инновации и усовершенствования

Основные инновации включают внедрение турбонаддува, систем прямого впрыска и развитие современных систем очистки выхлопных газов.

Турбонаддув стал широко применяться в дизельных двигателях в 1970-х годах. Технология турбонаддува позволяет увеличить мощность мотора на 30-40% за счет принудительной подачи воздуха в цилиндры, что улучшает процесс сгорания топлива. В результате они стали компактнее и эффективнее. Например, дизельный двигатель с турбонаддувом объемом 2.0 литра может развивать мощность, сопоставимую с 3.0-литровым атмосферным мотором.

Системы прямого впрыска, которые начали активно внедряться в дизельные двигатели в начале 1990-х годов, обеспечивают подачу топлива непосредственно в камеру сгорания. Это позволило дополнительно повысить КПД двигателя, снизить расход топлива и уменьшить выбросы вредных веществ. Системы прямого впрыска, такие как Common Rail, развивают давление в топливной рампе до 2000 бар и более, что способствует более тонкому распылению топлива и улучшению его смешивания с воздухом.

Развитие систем очистки выхлопных газов, таких как каталитические нейтрализаторы, системы рециркуляции отработанных газов (EGR) и фильтры твердых частиц (DPF), существенно снизило уровень вредных выбросов. Например, современные дизельные двигатели с фильтром твердых частиц могут сократить выбросы частиц на 80% по сравнению с моторами без таких систем. Это позволило им соответствовать строгим экологическим стандартам, таким как Euro 6, который требует снижения выбросов оксидов азота (NOx) до 80 мг/км и твердых частиц до 4.5 мг/км.

Дизель против бензина

Сравнение дизельных и бензиновых двигателей выявляет ряд ключевых различий в эффективности, экономичности и экологических характеристиках.

Эффективность и экономичность

Обеспечивают на 15-20% большую топливную экономичность по сравнению с бензиновыми аналогами. Это связано с более высоким тепловым КПД, который в среднем достигает 40-45%, в то время как у бензиновых двигателей этот показатель составляет около 20-30%. Например, автомобиль среднего класса может потреблять около 5 литров на 100 км пути, в то время как аналогичный бензиновый автомобиль потребит около 7-8 литров на 100 км.

Крутящий момент значительно выше, благодаря чему автомобили с такими двигателями демонстрируют лучшую тягу на низких оборотах. Это особенно важно для грузовых автомобилей и внедорожников. В среднем агрегат объемом 2.0 литра может производить крутящий момент на уровне 350 Нм при 1750 об/мин, в то время как аналогичный по объему бензиновый двигатель - около 250 Нм при 4000 об/мин.

Экологические аспекты

С точки зрения выбросов они традиционно ассоциировались с высоким уровнем выбросов NOx и частиц PM10. Однако современные технологии, такие как системы селективного каталитического восстановления (SCR) и фильтры твердых частиц (DPF), позволили значительно снизить уровень этих выбросов. Стандарт Euro 6 требует, чтобы новые автомобили не превышали предел выбросов NOx в 80 мг/км для дизельных двигателей и 60 мг/км для бензиновых.

Стоимость производства

Производство традиционно более затратно из-за необходимости использования более прочных материалов для выдерживания высоких рабочих давлений и температур. Это влечет за собой более высокую стоимость автомобилей на рынке. Для многих потребителей эти начальные затраты компенсируются благодаря более низкому расходу топлива и более длительному сроку службы двигателя.

Дизельные двигатели в спортивных автомобилях и ралли

Дизельные двигатели преодолели значительный путь от применения исключительно в грузовиках и коммерческом транспорте до участия в автоспорте, включая мировые ралли и гонки на выносливость. Это стало возможным благодаря их высокой производительности, надежности и улучшенным характеристикам.

Одним из самых ярких примеров успеха дизельных двигателей в автоспорте является участие Audi с их прототипом Audi R10 TDI в гонках 24 часа Ле-Мана. В 2006 году Audi R10 TDI стал первым дизельным автомобилем, который выиграл эти престижные соревнования. Двигатель V12 TDI этого автомобиля развивал мощность более 650 лошадиных сил и крутящий момент более 1100 Нм, что демонстрирует значительные достижения в области технологий.

Также стоит упомянуть участие Peugeot с их 908 HDi FAP в тех же соревнованиях. Этот автомобиль также был оснащен мощным дизельным двигателем, который позволил ему конкурировать на равных с лучшими бензиновыми автомобилями, демонстрируя высокую эффективность мотора.

В Ралли они зарекомендовали себя благодаря высокому крутящему моменту, который особенно ценится в условиях сложных гоночных трасс и пересеченной местности. Команды часто отмечают их высокую топливную эффективность, что позволяет сократить количество остановок на дозаправку и может стать решающим фактором в долгих гонках.

Подробнее
Закажи звонок

или перезвони

7 (921) 932-25-54
Преимущества нашей компании
Как мы работаем
Клиенты компании
Отзывы о компании Дизель-Мастер
Оставить отзыв

Панорама сервисного центра

Остались вопросы? задайте их специалистам
Запись на ремонт

Тел/факс: +7(921) 333-34-48

Email: mail@dizel-master.spb.ru

Ежедневно с 10 до 20 часов, кроме воскресенья.